Что касается «на вкус» — это бесспорно: один любит недосоленное, а другой — переперченное. А вот про цвет — разговор особый. За многие века люди вдоволь налюбовались на все многообразие и великолепие красок, созданное великим художником Природой, и открыли для себя законы цветовой гармонии, которые изучают и хорошо знают профессиональные художники.
Тех, кто работает с лоскутами, тоже можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуты и иголка. Так же, как и художникам, им необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи». Особенно эти знания нужны тем, кто, к сожалению, обделен чувством цвета. Ведь не секрет, что некоторые чуть ли не с ясельного возраста интуитивно чувствуют сочетание цветов, а другие до старости не могут вникнуть в эту сложную и непостижимую для них науку.
Слышали вы когда-нибудь о том, что, увидев неземной красоты радугу на небе, кто-то воскликнул: «Какая некрасивая дуга!» Такого человека на всем белом свете не сыщешь. Недаром в науке о цветовой гармонии за основу гармоничного сочетания цветов приняли цветовой ряд, состоящий, как и в радуге, из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, которые плавно, через множество оттенков, переливаются один в другой. Их последовательность легко запомнить по первым буквам шутливой фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Цвета условно распределили на две группы: «теплые» и «холодные». «Теплые» — красный, оранжевый, желтый — напоминают о солнце и тепле. «Холодные» — зеленый, голубой, синий и фиолетовый (цвета воды и льда) — о холоде. Интересно, что «тепло» и «холод» любого цвета зависят от того, какой оттенок в нем преобладает. Например, если в зеленом присутствует хоть немного желтого, то этот зеленый цвет перестает быть «холодным», а становится «теплым».
Существует также нейтральная группа цветов — черный, белый и серый.
Однако вернемся к нашим лоскутам и посмотрим, как ведут себя «теплые» и «холодные» цвета в кусочках тканей. Проведите такой опыт: внимательно рассмотрите лоскутик, на котором есть хотя бы маленькое пятнышко красного цвета, и вы убедитесь, насколько оно бросается в глаза и кажется обманчиво большим в сравнении, например, с соседним фиолетовым пятном, хотя по размеру оно больше красного. Эту способность «теплых» цветов выделяться необходимо учитывать, чтобы не «перегрузить» лоскутную композицию каким-либо «теплым» цветом.
Соединяя различные цвета, используют в основном два приема: сочетают контрастные цвета или родственные. Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг — остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе.
Круг иногда делят для удобства на 6, 12 или 24 сектора, но цветовая последовательность всегда одна и та же. Мы для первого знакомства воспользуемся шестисектор-ным кругом (рис. 1).
Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. Оттенков — множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой («раскат» цвета).
Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный — зеленый; оранжевый — синий; желтый — фиолетовый. Они, оказавшись по соседству (один «теплый», а другой «холодный»), становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться с большой осторожностью: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга, особенно это свойственно красному, желтому и оранжевому. Недаром ткани таких цветов нередко используют как отделку, всего лишь, чтобы подчеркнуть основной цвет изделия.
Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный — желтый — синий; зеленый — фиолетовый — оранжевый и т. д. Именно подобные сочетания часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц.
Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе, к примеру, красный с оранжевым. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет, скажем, между красным и оранжевым ввести немного черного, а между желтым и оранжевым — серый.