Озорные лоскутки - сайт по Печворку и Лоскутному шитью
Главная / Аппликация

Аппликация

В этой главе мы расскажем об одном из самых доступных, выразительных и вместе с тем древних способов выполнения художественных работ — аппликации (от латинского слова applicatio — прикладывание). Картины из соломы, засушенных растений или тополиного пуха — это аппликация из природного материала. Большой простор для фантазии в области аппликации дают бумага и ткань. Так, с помощью аппликации выполняются орнаменты, украшающие национальную одежду, без которой не обходится ни один праздник. Аппликациями из ткани украшают детскую одежду, нашивая на нее цветных собачек, птичек, орнаменты.

Материалами для тканевой аппликации могут служить всевозможные натуральные и синтетические ткани разной фактуры — гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.

Аппликация из ткани — это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из тканиукреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием.

Лоскутную аппликацию используют в оформлении предметов домашнего обихода и одежды — салфеток, детских ковриков, сумочек, подушек и фартуков, грелок на чайник, кухонных рукавичек и прихваток, детских курточек и платьиц и тому подобного.

Для того чтобы при вырезании аппликации и ее пришивании края ткани не осыпались, лоскут крахмалят: лоскуты из ситца, сатина, бумазеи — жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); лоскуты из шелка, ~ батиста, кружева, синтетических тканей — желатином (сухие лоскуты растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают, но не гладят).

Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества'элементов. Но в любом случае элементы: аппликаций — цветы, деревья, птицы, звери и т. д. — должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром.

Аппликации выкраиваются по выкройка или шаблонам. Для изготовления просты симметричных аппликаций можно сделать шаблоны половинки аппликации, по которым выкраивают аппликацию, наложив их на сложенную вдвое ткань.

Часто образцами для аппликации служат иллюстрации из журналов, открытки, орнаменты на предметах декоративно-прикладного искусства. Многие рукодельницы пытаются уменьшить или увеличить иллюстрации. Не умеющие рисовать могут перевести рисунки по клеточкам в соответствии с заданным масштабом. Для этого иллюстрацию разбивают на равные квадратные клетки, а на листе бумаги, где должен быть увеличенный или уменьшенный рисунок, делают сетку из того же количества квадратов, но большего или меньшего размера, и на них переносят рисунок. Можно перенести на бумагу отдельные элементы рисунка, чтобы получить затем выкройки этих элементов.

Для выполнения сложной аппликации нужно обязательно сделать эскиз аппликации и выкройки отдельных деталей. Эскиз необходим для контроля. Заготовленные бумажные выкройки накладываются на материю, прикрепляются к ней булавками, а если фигура крупная и сложная, ее приметывают и затем вырезают из материи по контурам бумажной выкройки. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую, например, если надо присоединить кофту с юбкой, то к концу кофты следует сделать прибавку и на нее пришить юбку. Если в узоре одинаковые фигуры встре-чаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, нужно обязательно по долевой нити, иначе,щщ деформируются (растянутся).

Вырезанные фигуры, раскладывают на основе в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур, после чего приступают к закреплению аппликации на основе.

Начинают работу с эскиза картины. Его рисуют в натуральную величину. Затем на основу из плотной, хорошо отутюженной ткани через копировальную бумагу наносят рисунок. Далее готовят выкройки для отдельных элементов эскиза и вырезают по ним детали из подкрахмаленных и отглаженных тканей. Прибавки на швы делают в том случае, если края детали необходимо подогнуть и пришить вручную. Для машинного шва «зигзаг» припуск на шов не оставляют.

Представляем несколько работ московской художницы Ксении Митителло, которая занимается аппликацией, используя в этом виде творчества не только привычные материалы, но и нетрадиционные.

Некоторыми секретами мастерства художница охотно поделилась.

Если детали картины или панно не пристрачиваются на машинке, а приклеиваются или пришиваются вручную, то намного быстрее и удобнее работать с подрамником, набив к нему маленькими гвоздиками холст — основу будущего изделия. Это очень напоминает работу в пяльцах. Закончив картину, подбирают подходящую по размеру рамочку или, если это панно, снимают его с подрамника и окантовывают.

Травинки, стебельки, усы животных лучше прикреплять не целиком, а только частично, и вмиг травинки оживают, а усы топорщатся.

Вы хотите, чтобы кот или слон были выпуклыми? Тогда сначала их сшейте, а потом закрепите на картине. Делайте это так: выкроите две одинаковые детали — декоративный верх и подкладку, сложите их изнаночными сторонами внутрь, сшейте между собой «зигзагом» или обметочным швом, сделайте разрез на подкладке и через него набейте туловище ватой, а лучше обрезками синтепона. Остается «потолстевшее» животное прикрепить к картине потайным швом.

Еще простой прием: детали выкраиваются ножницами-зигзаг и тогда, к примеру, у ситцевой или шелковой птицы перья становятся более «живыми» и объемными.

Последние новости
Пожалуйста, помогите проекту развиваться
руб.
«Озорные лоскутки» Россия 2003-2024 Все права защищены. При копировании материалов ссылка на источник обязательна!
Наверх
Ваш браузер устарел или не поддерживает JavaScript. Для полноценного использования нашего сайта вам необходимо включить JavaScript или обновить браузер до актуальной версии.