Геометрическая композиция лоскутных изделий. Орнамент
Выразительность созданной художником композиции прежде всего определяется ее пропорциями, то есть соотношением линейных размеров произведения, а также составляющих его частей и деталей. Пропорциональности, соразмерности композиции можно достичь двумя способами:
- Делением композиции на равные части, что создает ощущение покоя, равновесия, устойчивости;
- Делением композиции на неравные части, что выражает контраст и ощущение динамики, движения.
Первый способ больше подходит для статичных композиций. Лоскутные изделия с такими композициями хороши, например, в комплектах лоскутных одеял и подушек в спальне. Вот почему большинство традиционных лоскутных одеял собирают из одинаковых по величине квадратных блоков лоскутных узоров.
Второй способ чаще используют для создания динамичных композиций в настенных панно и картинах.
Отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части только одним способом: длина целого отрезка должна относиться к длине большей части отрезка так же, как длина его большей части к длине меньшей. Это правило называется законом золотого сечения. Оно определяет закономерности построения архитектурных форм и художественных произведений изобразительного искусства, а также закономерности пропорций некоторых природных форм и человеческой фигуры.
Использование закона золотого сечения при работе позволит вам создать композицию, гармоничную и пропорциональную с точки зрения большинства зрителей.
Числовое выражение закона золотого сечения получают, приравняв длину всего отрезка к единице:
1/0,618 = 0,618/0,382 =1,61
Таким образом, при создании динамичной композиции можно вычислить линейные размеры составляющих ее основных деталей, подставляя соответствующие числовые множители из числового выражения закона золотого сечения. Например, картину высотой 1 м нужно разделить на две части - прорисовку неба (62 см) и прорисовку земли (38 см).
Любой сюжет в лоскутной технике выражается в виде орнамента - ритмически повторяющегося и упорядоченного рисунка.
Рассмотрим законы построения орнаментальной композиции.
- Закон пропорциональности: все части орнамента должны быть пропорциональны и соразмерны.
- Закон соподчинения: в орнаменте необходимо выделить главные выразительные средства и подчинить им другие, второстепенные. Так, в орнаментальной композиции «Дерево» можно выделить ствол дерева, подчеркнув его размеры и мощь, а листву изобразить несколькими непропорционально большими листочками.
- Закон доминанты: выражение закона соподчинения в решении штучных текстильных изделий с замкнутой структурой. Например, в композиции лоскутного изделия нужно определить, что преобладает: кайма или центральный рисунок, и подчинить главной части изделия остальное лоскутное полотно.
- Закон трехкомпонентности: для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов достаточно и необходимо показать в композиции три его фазы (три разных размера одного узора, три разных поворота одной фигуры, три разных интервала между мотивами узора) и периодически их повторять.
- Закон контраста, из которого выводится интересующее нас правило группирования: части, сходные по размерам, форме, цвету и близкие по расположению имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое. Благодаря этому правилу лоскутный узор, собранный из большого числа лоскутных деталей, сходных либо по размерам, либо по форме и близких по цвету, объединяется в лоскутное полотно, имеющее самостоятельное эстетическое значение.
- Закон орнаментального контрапункта: орнаментальные мотивы можно построить из ряда замкнутых элементов, соединив их в целостный орнаментальный образ. В соответствии с этим законом строят одеяло из образцов лоскутных узоров: блоки различных мозаичных узоров ограничивают каймой, единой на всему лоскутному одеялу, и создают образ рамы, из каждого окошечка которой выглядывает свой узор.
- Закон простоты: минимум выразительных средств при минимальном определении подробностей. Это, пожалуй, самый главный закон творчества, в том числе и для художника, работающего в лоскутной технике: не перемельчить и не перепестрить, создавая авторские лоскутные композиции.
Красота лоскутного произведения в выполнении всех законов орнаментальной выразительности при минимальных затратах материала и труда мастера-лоскутника.
«Лоскутное шитье» Ирина Муханова